Баллада – история жанра

21.08.2012 18:33

 

Старинная баллада

Слово «баллада» имеет окситанское (провансальское) происхождение. Оно возникло приблизительно в 1200 году из окситанского слова balar («танцевать») и служило названием поэтического жанра южнофранцузских трубадуров.

Окситанская баллада это не жестко заданная метрическая форма, в сохранившихся песнях она варьируется в определенном диапазоне. Каждая из этих баллад похожа на многострофную песню, состоящую из 3-6 строф.

Важнейшим признаком баллады является многострочный припев. Чаще всего он состоит из 2 строк, но иногда бывает трех- или четырехстрочным. Припев располагается соответственно в начале строфы и, как правило, повторяется в конце, а также внутри строфы: если строфа без припева содержит 3 стиха, то припев повторяется после первого стиха; если же она содержит больше 3 стихов, то припев повторяется после первого и второго стихов. В настоящее время невозможно точно установить, необходимо ли внутри строфы повторять весь припев или только его первый стих. Большинство исследователей склоняются к предположению, что повторяться должен только первый стих, так чтобы в трехстишной строфе получалась схема AAbAbbAA, а в четырехстишной схема AAbAbAbbAA.

В северофранцузской поэзии труверов термин «баллада» появляется с 12-го века (приблизительно с 1127 года) сначала для обозначения танцевальных песен, которые по своей форме относились к другим жанрам, таким как виреле. Лишь с начала 14-го века возникла специфическая новая форма баллады, которая позже пришла на смену канцонам как основному жанру любовной поэзии, но в своем содержании не оставалась ограниченной лишь темой любви, а могла охватывать широкий спектр тем.

Такая баллада эпохи позднего средневековья состоит их нескольких, чаще трех и реже четырех строф одинаковой структуры и с постоянными (сквозными) рифмами, которые сначала были гетерометрическими (с разносложными стихами), а позже стали, как правило, изометрическими (с равносложными стихами). С 15-го века строфы баллад стали регулярно иметь либо 8-сложную, либо 10-сложную структуру, а число стихов (включая припев) в строфе стало соответствовать числу слогов в стихе. Для северофранцузской баллады, как и для окситанской, припев также обязателен, хотя он состоит всего из одной строки и повторяется лишь в заключительном стихе строфы, то есть ни в начале, ни внутри строфы его нет. Обычная схема рифм 8-строчной строфы: ababbcbC, а 10-строчной строфы: ababbccdcD.

Обычно, а с конца 14-го века почти всегда, баллады оканчивались посылкой, т.е. строфой, заключающей посвящение. При этом использовалась короткая строфа, повторявшая схему рифм второй половины строфы, включая припев (т.е. bcbC или ccdcD), и начинавшаяся с обращения «Князь» (Prince), адресованного председателю поэтического общества (puy) или высокопоставленному лицу, которому посвящалась баллада, либо, как вариант, с обращения к возлюбленной («Госпожа») или Деве Марии. Связь с музыкальной составляющей потерялась в течение 15-го века, но и баллады этой эпохи были предназначены для эмоционального декламирования, а не просто для чтения.

В немецкой литературе, начиная с конца 18-го века, под балладой понимается многострофная эпическая поэма, посвященная событиям средневековой или античной мифологии, а также современным темам и часто характеризующаяся тем, что её действие завершается острой развязкой. При этом не существует определенной, типичной для баллады, тематики. Кроме того, в немецких балладах может выражаться как серьезное, так и юмористичное или даже ироничное отношение к описываемому предмету.

С точки зрения литературоведения баллада объединяет в себе основные признаки драматического, эпического и лирического жанров. При этом существуют как художественные, так и народные баллады.

 
Леса строительные помост Куровицы.

Поиск

Какое из произведений Лермонтова вам больше всего нравится?