Биография и творчество Байрона - Влияние на Лермонтова

04.03.2014 17:58

Для произведений Джорджа Гордона, которые следует относить к позднему английскому романтизму (так называемому «черному», или «негативному», романтизму), характерен отказ от традиционных поэтических структур.

Его герои, возможно, являющиеся проекцией или инсценировкой его собственного «я», умны, мужественны и страстны, но при этом в такой же мере беспокойны, легко уязвимы и одиноки, что в конечном итоге лишает их удовлетворенности и счастья.

В лице главных персонажей своих произведений Байрон создал архетипичный литературный образ «байронического героя», соединивший в себе страсть романтической индивидуальности художника с эгоизмом зацикленного на себе одиночки. Байронический герой – это индивидуалист и бунтарь, которого, однако, волнует не борьба за изменения в общественном порядке, а удовлетворение лишь своих собственных потребностей.

Предшественником байронического героя считается образ Сатаны в поэме Джона Мильтона «Потерянный рай». Через своего героя Джон Байрон попутно создал миф о самом себе, поэтому его относят к числу первых поэтов, сознательно поддерживавших свой общественный имидж.

Наряду с творчески вдохновляющей дружбой с Шелли поэт также поддерживал переписку, например, с Гёте, которому посвятил свою драму «Манфред» в ответ на первую часть трагедии «Фауст». После ранней смерти Байрона Гёте во второй части «Фауста» воздвиг ему посмертный памятник в образе Эйфориона. Генрих Гейне посвятил английскому поэту стихотворение «Чайльд Гарольд».

Байрон в значительной степени повлиял на творчество молодого Эдгара Аллана По, который изобразил портрет поэта в своем первом рассказе «Свидание» (The Assignation). Кроме того, влияние знаменитого романтика проявилось в творчестве, например, английского живописца Уильяма Тёрнера и русских поэтов Пушкина и Лермонтова. Байронический герой стал предшественником образа «лишнего человека» в русской литературе 30-50-х годов 19-го века.

Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов, пожалуй, воспринимаются большинством русских как нечто целое, так же, как немцами – Гёте и Шиллер, хотя в отличие от последних являются величайшими антагонистами. Пушкин – это светлый, а Лермонтов – темный ангел. Если первый из них олицетворяет день, то второй – ночь. Влияние английского поэта на Пушкина было лишь мимолетным и неглубоким, а на Лермонтова – более существенным; по сути, Михаил Юрьевич являлся русским воплощением Байрона (кстати, и род Лермонтовых происходит из Шотландии). Главный персонаж единственного оконченного прозаического произведения поэта, романа «Герой нашего времени», Печорин, может быть охарактеризован как пресыщенный жизнью русский Байрон. Более того, Лермонтов даже вышел, и далеко, за рамки байронизма: по словам поэта и философа Владимира Сергеевича Соловьева, он явился предшественником Ницше, а Мережковский назвал его «поэтом сверхчеловеческого».

 



Обновлено 08.05.2019 10:55
 
Какое из произведений Лермонтова вам больше всего нравится?
 

Яндекс.Метрика